Nathaly.ru – Жизнь как чудо

Нежные вещи

Женщина – ди-джей

10.07.2008 :: Cosmopolitan, Статьи

“…Женщина не может быть хорошим ди-джеем, если она не обладает мужским типом ума”
Мнение моего знакомого ди-джея

“ДО”

…. Кто сказал, что есть такие специальности, которые женщина не смогла бы потянуть? Кто бы он ни был, он это правильно заметил. Наверное, укладку рельсов лично я бы не осилила. И горячего асфальта моя нежная душа бы не вынесла. Хотя, мы-то с вами знаем, что женщина, которая может родить ребенка, способна, кажется на все. Увольте от такого всемогущества. Я не из тех пионерок-разведчиц, которые готовы самоотверженно доказывать, что им любое дело по плечу. Пусть то, что может делать мужчина, он и делает. А по мне – что поизящнее. С детства я пела в хоре, а лет в двенадцать, когда я обнаружила, что мой голос действует на некоторых людей как глоток успокаивающего, я твердо решила, что буду работать на радио. Меня бессовестно влек к себе приемник – в радиоспектаклях я находила не только развлечение, но и возможность уйти в какое-то другое измерение внутри трехмерного существования. У меня не было много друзей, а много их и не требовалось – там где мне нехватало общения я всегда могла отправиться в свое собственное, свое радио-расширение и жила новыми судьбами, голосами, прочитывая бесконечное количество ненапечатанных книг.

Ну, мечты-мечтами, а мой профессиональный путь был весьма далек от радио. Однако, вот что значит “на самом деле чего-то страстно, бесконечно, всем существом хотеть”. Как это принято говорить, его величество случай подарил мне шанс и я за него ухватилась разве что не зубами.

Интересно, как ты себе представляешь радио по эту строну пульта? Сидит за ним девочка, загружает в лазерные проигрыватели компакт-диски, двигает туда-сюда микшерами и сладким голосом говорит: А теперь на таком-то, таком-то радио мы послушаем…” Красота, а не работа! Целый день слушаешь музыку, болтаешь, чего твоей душе будет угодно, слышит тебя целый город, а то и не один, все восхищаются, ты известна, в тебя даже тайно влюбляются, а ты принадлежишь только себе и еще может быть своему любимому, весь мир иногда вертится вокруг тебя, а ты сама вращаешься в так называемой модной “окломузыкальной” или “околотеатральной” тусовке. Ночные клубы, музыканты, радио ди-джеи, все сливки общества и музыка, музыка, музыка. Ну, конечно, где-то это и правда. Даже, может быть, и все. Но это, увы, одна сторона этой блестящей медали.

Сначала и мне были горы по плечо, и тоже казалось, что кусочек не только близок, но и бесконечно сладок, но это было до… До того, как я первый раз села за пульт. А потом началось суровое “после”

“ПОСЛЕ”

На сколько судьба была ко мне добра, когда закинула меня в этот мир, на столько же она стала сурова, услышав мой первый младенческий крик. Не было никаких подготовок, не было никаких записей, пленок, контролей. Меня просто оставили одну перед микрофоном и сказали – “говори”. Мне ничего другого не оставалось. В тот первый день меня пожалели и за пульт не посадили. Впрочем, я с ним все равно вскоре познакомилась. И тут начались дни обескураживающей, серой и даже жестокой реальности. Во-первых, даже самое, как мне казалось, простое – двигание взад-вперед этими самыми таинственными микшерами – оказалось делом, которое требует не просто профессионализма. А еще отличного музыкального слуха, и непременно – чувства ритма. Иначе никакой даже самый терпеливый слушатель этого бесцельного дерганья не вынесет. Есть у ди-джеев такое понятие – “микс” – это когда одна мелодия затихает, а другая из-под нее выплывает. И главное, чтобы при этом не получилось так, что одна уже затихла, а другая еще не выплыла. Высшим классом здесь считается тот вариант, когда даже самому музыкально подкованному человеку кажется, что это вовсе не две песни, а вообще одна. Потом на любой радиостанции есть так называемые “джинглы” – они же в переводе на человеческий язык “отбивки”. Отбивка – это такая коротенькая ( от 3 до 60 минут, а то и, что интересно, больше! ) песенка, сказочка или музычка, в которой, например, говорится, что вы слушаете такую-сякую радиостанцию. А, может быть, это просто трехсекундный симпатичный звук или музыкальная фраза, индивидуальная для станции. Так вот их тоже нужно уметь гармонично вплавлять в то, что мы привыкли называть эфиром. А самое главное – по крайней мере на мой взгляд – это текучесть и плавность – чтобы создавалось такое впечатление, что это тихая спокойная река, в ней в толще воды переливаются какие-то мелодии и голоса, а она себе течет, и на душе становится так радостно и спокойно…

Если со стороны пока кажется, что все просто и ничего в этом такого нет, то я еще напомню, что есть одна маленькая деталь, о которой мы “какбы” не вспомнили – микрофон. Слышали выражением “страх перед микрофоном или камерой”? Этот страх сродни боязни большой аудитории, так что “по моему крайнему разумению” в эфире способны работать или люди очень наглые, или клинически спокойные, этакие флегматы, которых невозможно вывести из себя.

Ну а теперь соединим все части в одно – пульт, всякая другая техника- носители звука, составляющие эфира – музыка, отбивки, голоса и микрофон. Если и теперь вам кажется, что ничего во всем этом страшного нет, представьте себе, что вам нужно держать в голове сразу несколько вещей – качественно разных, как то – что сейчас звучит в эфире, что должно звучать после этого, и еще после – то есть на два шага вперед, какая музыка или что-то еще стоит на запасе, если что-то откажет, какой дать джингл, какая и когда, а самое главное – проследить за тем, чтобы вовремя – в эфир вышла реклама, не зашкаливает ли по уровню громкости, как лучше сделать микс, сколько времени осталось до конца часа, не слишком ли долго играет песня, не хрипит ли голос.

Голос. Итак, друзья мои, мы добрались, наверное, до самого главного. Недостаточно обладать просто красивым голосом. Недостаточно уметь им пользоваться. Для того, чтобы быть хорошим ведущим, нужно твердо знать, Как сказать, Что сказать, Когда сказать, Сколько сказать. Почему сказать – ну как у Киплинга – “Есть у меня шестерка слуг”. Это ошибка, если вы думаете, что ведущий волен всегда говорить в эфире то, что ему хочется. Ни одна уважающая себя радиостанция ему этого не позволит. Слова для ди-джея-профессионала, включая шутки, экспромты, связки, как правило заранее продуманы вплоть до того, сколько секунд звучит его речь. И я уже не говорю о том, что пять часов за пультом в живом эфире могут быть такими же тяжелыми, как несколько часов беспрерывной физической работы. Так что ни о каких ночных клубах или, даже бывает – личной жизни, как-то думать порой не получается.

Но и даже после всего этого я буду утверждать, что с нелегким ремеслом ди-джея очень часто блестяще справляются именно женщины. Да простят меня мои коллеги из той половины человечества, которую принято – как правило вполне оправданно – называть сильной! Это не только мое мнение – не редко лучшим ди-джеем на радиостанции являются не они, а маленькие хрупкие дамы. Да, да, Ксения Стриж при всей яркости и неординарности натуры не исключение, а скорее, подтверждение правила. Почему женщины? Неужели они талантливей своих коллег-мужчин? У них лучше музыкальный слух? Чувство ритма и меры? Богаче воображение и блестяще развита память? Не знаю, лично мне кажется, что быть ди-джеем женщине помогает ее природная артистичность, доброе лукавство, кокетство и по-моему, мы все-таки выносливей мужчин. Какая же ты, таинственная и непонятная, которую все домысливают, рисуют заново в своем воображении, лепят тебя по-своему. Чем ты живешь!

“ДИ-ДЖЕИ”

Рита Митрофанова – это имя. Имя радиостанции “Максимум”. Что заставило успевающую студентку юридического факультета МГУ оставить перспективную дорогу и пуститься в музыкальную, манящую, но все же авантюру, которая ей ничего не могла обещать, тем более гарантировать? Вот она, женская логика. Как только в Москве появились негосударственные радиостанции, Рита поняла, что это – еть именно на радио “Максимум”, потому что “это – радио хитов”. Маргарите помогла случайность. “Максимум” тогда были в начале пути, Рита недавно получила диплом юриста, а через месяц, не успев глотнуть серьезной юриспруденции, да и почему-то не стремясь к ней, рискнула пройти прослушивание. Ритин голос понравился, и она получила одобрение “пробуй!”. Прежде чем стать ведущей, Рита “пробовала” работать за пультом несколько месяцев. Радио “Максимум” тогда выходило в эфир до часа ночи, а с часа начиналось Ритино царство. Это была обыкновенная работа, но слушал это как правило только один человек – она сама. Было ли ей трудно? – Было. Надо отдать ей должное – для того, чтобы работать по ночам, разумеется абсолютно бесплатно, молодой девушке нужно немало сил и терпения. Главное – все это было не зря. Когда она немного окрепла, в эфире стал появляться ее голос, но не в прямом эфире, а пока в записи, потом она стала работать по утрам. А теперь Рита Митрофанова ведет эфир с трех до восьми по будним дням – это считается едва ли не самым хорошим с коммерческой точки зрения временем – это значит, что в эти часы радио слушают очень много людей. Это один из самых престижных отрезков эфира. Неженская? – Нет, Рита не считает, что эта профессия не для женщин. Что правда – то правда – очень тяжело работать ночью. Но это нелегко и для мужчин. И тут по мнению Риты все зависит от того, позволяет ли муж такую ночную работу, если муж, конечно есть. Конечно, сбиваются все биоритмы, это тяжело, это выматывает, но ночная работа нелекга не только для ди-джеев. Рите помогает быть в форме концентрация внимания – ди-джей не имеет права пропустить в эфир нотки раздражения, усталости, плохого настроения. Никого не волнует, что у тебя на душе. Сейчас я плачу в телефон, потому что поссорилась с любимым, а через минуту я должна быть бодрой и улыбаться, потому что от этого зависит настроение людей, которые слушают радио. Более того, обязанность быть всегда в душевной форме помогает не распускаться в любой жизненной ситуации. Поклонники ее не беспокоят, то есть, конечно, звонят, интересуются, пишут, но не докучают. Рите нравится читать их письма, с ними общаться, но по разные стороны приемника. Единственное, что ее наводит на размышения, это возможность при такой ди-джейской нагрузке завести ребенка, поэтому она всегда ищет в том числе в “Космополитене” статьи типа “Работающая мама”, “Слава, женщина и ребенок”, “Деловая женщина и семья”. Пока ей 26, но рано или поздно решаться придется, может быть, это, конечно, и удастся совместить, но пока она не знает, как. Главное, что она счастлива.

Нетрудно все бросить и отдаться мечте, когда если и сделаны серьезные шаги в жизни, то немного. Но как трудно поменять направление, когда за плечами – целая жизнь. И не простая, а разноцветная жизнь актрисы.

Ксения Ларина – ведущая программы “Гостиная” на радио “Эхо Москвы” по профессии артистка драматического театра и кино, выпускница ГИТИСА. За плечами – театр имени Пушкина, театр Аркадия, а потом – Константина Райкина. Милые девочки, которые мечтают стать актрисами. Ваш любимый “Космо” уже все, что мог вам по этому поводу посоветовал. Жизнь актрисы – не такая сказочная, как это может показаться. Вот и Ксения ждала ярких ролей, интересной актерской жизни, а все, о чем мечтала – было как-то мимо. И тогда папа Ксении посоветовал ей делать на радио “Ностальжи” творческие театральные обзоры, за что она взялась с радостью и энтузиазмом. Ну а до “Эха Москвы” – Ксении было рукой подать – ведь ее папа – ведущий радио “Ностальжи” Андрей Баршев в свое время работал на французском иновещании вместе с Сергеем Корзуном и Сергеем Бунтманом, которые организовали “Эхо”. Сергей Бунтман прочитал текст одной из программ Ксении и пригласил ее на станцию. Это был 91-й год и “Эхо Москвы” тогда только начиналось. К тому времени Ксения работала в театре, еще на двух радиостанциях, сотрудничала с “Мегаполис-Экспресс”. А потом был путч, после которого Ксения поняла, что больше так разрываться на части не может – ждать ролей уж не было никакой возможности, и решила выбрать. В пользу “Эха Москвы”. “Потому что это звук, потому что это – сейчас. Потому что я люблю эфир, потому что это – кураж, тоже в своем роде театр.” Прямой эфир ей доверили вскоре после того, как она пришла на “Эхо”. Сначала – не очень популярные часы – утренние. И сначала это было страшно тяжело. “Начинать всегда тяжело”. Но Ксения все равно не согласно, что это – не для женщин. Сейчас – Ксения ведет одну из самых интересных программ на станции. Ведущий вечернего эфира – это “высшая каста”. Но и работа непростая. В “Гостиную” Ксении приходят самые разные люди самых разных профессий, судеб. И с каждым нужно найти общий язык, сделать беседу интересной не только для тех, кто находится в студии, а для миллионов тех, кто слушает радио. Здесь нужно быть действительно в курсе и политической ситуации, и новостей культуры, науки и немало знать самой. И не всегда удается все сделать так, как хочется. Можно после программы летать на крыльях, а можно промучаться до пяти утра, если что-то не удалось. И это действительно очень тяжело – быть всегда на уровне, быть достойной своего собеседника, которыми как правило являются самые яркие, талантливые и известные люди. Ксения убеждена, что залогом успеха в работе радиоведущего является положительный, добрый настрой. Если хорошее настроение – все будет замечательно, нет настроения – ничего не получится. И здесь мне кажется ей помогает какой-то внутренний свет, который притягивает к себе. “Эхо” подарило ей не только любимое дело, но и любимого человека. Мне даже почему-то кажется не случайным то, что свою судьбу Ксения встретила именно на “Эхо Москвы” – ее спутник тоже один из ведущих радиостанции.

Ди-джей “М-радио” Линда – Елена Дедюрина – тоже раньше была связана со сценой. Одиннадцать лет она пела в хоре, как конферансье вела концерты. Консерватория, зал Гнесиных, она объездила весь тогда еще СССР, выезжала с хором за границу. А когда решила поступать во ВГИК, на экзамене ей сказали, что у нее проблемы с дикцией. И тогда эта сильная женщина решила, что даром ей это не надо, и она никогда не свяжет свою жизнь ни с театром, ни с кино. Как раз тогда Влад Листьев утраивал конкурс “Поле Чудес”, ему понравилась ленина оригинальная заявка на участие, и ее пригласили и разрешили выступить, после чего она окончательно и бесповоротно решила, что ничем в этой жизни заниматься не хочет, только телевидением или радио. Листьев ( а его мнение для Линды было очень авторитетным ) дал ей совет начать со второго. И Линда начала. Она услышала в эфире “М-радио”, которое только-только появилось.

Сейчас она – ведущая популярной программы “Лимонад”, которая выходит в эфир по выходным дням. И в эфире она такая, какая есть, никогда не играет, считает слушателя своим товарищем. Линда думает, что женщина-радиоведущая должна иметь даже не то, что хватку, а очень быстро уметь соображать. Например, параллельно думать об одном, а говорить о другом. Нет, это работа не для девочек, которые могут себе позволить “перекладывать бумажки”, работа ди-джея – для женщин, которые способны на очень большую внутреннюю динамику. С другой стороны женщине прощаются слабости, она может в отличие от мужчины говорить глупости, по этому в эфире ей несколько проще. Ей могут проститься какие-то ошибки или бессодержательность. В природе женщины заложена интрига а мужчина не способен так интриговать. Женщина всегда – это радость, это нежность, какая бы она ни была; она более эмоциональна , точнее объясняет свои эмоции, легче дает определение тому, что она чувствует, тем более – женщина перед микрофоном. Она больше доверяет своим чувствам и выживаемость у нее лучше, чем у мужчины. Но это снаружи, а изнутри ей по мнению Линды на самом деле ничуть не легче. В том числе в смысле продвижения вверх по лестнице “карьеры”. Лена считает, что мужчина старается всегда доказать, что все равно он лучше, пытается принизить женщину, доказать, что он – сильней, хотя сила – это не признак выживаемости. И не известно, кто больше заработает – “сильный” мужчина или “слабая” женщина. Ну а Линда считает себя настоящей женщиной, любит принимать гостей, но на это, к сожалению, редко хватает времени, и как любая женщина очень хочет счастья, ласки, нежности. Но – увы – заботы и внимания никогда не достаточно, а по настоящему больно делает именно самый близкий человек. Мужчина же по ее мнению должен прощать женщину, уважать ее, согревать своим теплом. А самой Лене в личной жизни действительно повезло. Она встретила свою судьбу в обыкновенном автобусе и поняла, что без этого мужчины жить не сможет, а через некоторое время они случайно снова встретились у общих знакомых, познакомились а вскоре и поженились и сейчас она любит, любима и счастлива, но не хотела бы заморозить тот момент, в котором существует. “Счастье не в том, чтобы заморозить, счастье в том, чтобы отогреть”.

На станции “101” Олеся Трифонова работает на радио уже три года, а попала сюда, как это иногда бывает, совершенно случайно – Олеся не видела себя в роли ди-джея, а всегда была поклонницей театральных подмостков. Ей всю жизнь хотелось быть актрисой, она даже училась во МХАТе – в театральной студии. Впрочем, в ведении эфира и по ее мнению есть ощущение сцены, шоу. Это и привело ее на “101”. Именно сюда и никуда больше. Сначала когда-то давно она слушала “Европу+”, а потом станций появилось много, понравилась же ей только одна, не только из-за музыки. Ей было близко, что и как говорят ведущие. Олеся считает, что именно этим станция выгодно отличалась от других. Прежде чем начать работать, она просто слушала музыку, ну а начинать ей было действительно трудно. И сперва чувствовала себя белой вороной, но очень верила в свои силы. Была просто говорящей головой – только объявляла песни, а с техникой работал звукорежиссер. Потом стала изучать пульт, много было ошибок, трудно было думать одновременно и о том, чтобы все было четко технически и все было вовремя сказано. Но вскоре все сложности были преодолены. Изредка случается, что она садится за пульт и понимает, что ей совершено нечего сказать. Иногда это зависит от безмятежного блаженства, иногда от чего-то еще, но все равно она злится на себя, потому что самое главное не получается.

В эфире она часто играет. Она актриса и у нее “довольно большой слой грима”. У нее есть два любимых образа, в которые она вживается, – один скорее энергичный, другой – более расслабленный. По ее словам, Олеся встречалась с людьми, которые считают, что у ведущего эфира “непыльная работа”, и признает, что они не правы, по ее словам это нелегкий труд, который требует концентрации переживаний, знаний, эмоций, которые ведущий пропускает через себя. Хотя, Олеся и согласна, что женщина ди-джей должна обладать мужским умом, в любом случае ни одному мужчине не свойственно привносить такие тонкие краски. По мнению Олеси, женщины во многом заняли мужские позиции, им доступно практически все в этом мире. И дело не в женской агрессивности, представительницы прекрасной половины действительно себя во многом утвердили и доказали, что ни чуть не хуже мужчин. Просто последним труднее смириться с тем, что дамы могут делать то же, что и они и ничуть не хуже. Что же касается того, на сколько эта работа трудна, то Олеся не считает ее совсем неженской, она не тяжела физически, зато непроста психологически, потому что женское восприятие мира больше подвержено эмоциям, а в эфире многое может стать эмоциональным испытанием, тем более, когда приходится разговаривать со слушателями, которые звонят в студию. И все зависит от настроения. Для Олеси быть в духе тоже очень важно.

Сейчас Олеся учится в институте иностранных языков, но у нее есть мечта закончить еще один вуз. Пока она не говорит, какой, но скорее всего, эта специальность, которую она выберет, будет связана с шоу или сценой. А еще очень любит готовить. И больше любит отдавать, чем брать. А в мужчине больше всего ценит творческую, глубокую личность и убеждена, что всегда не смотря ни на что всегда будет счастлива.

Если говорить о Европе плюс, то первое имя, которое всплывает в памяти, конечно же Ксения Стриж. Но с ней мы недавно уже познакомились, как, впрочем, с Жени Шаден, а вот о других ди-джеях радиостанции известно не так хорошо, тем не менее Таня Годунова никогда не была менее заметной личностью станции. Тем более, что начинала она в то же самое время – шесть лет назад. Тогда на Европе плюс еще можно было услышать например альбом одного исполнителя целиком – совершенно случайно Таня поймала волну и услышала там свою любимую певицу – Тину Тернер. И с тех пор она не переключает приемник. Вскоре станция объявила набор ди-джеев и, как говорит сама Таня, ее понесла какая-то неведомая сила. Она выдержала конкурс, который не был легким – из двухсот пятидесяти человек отобрали только десятерых – пятеро девушек и пять молодых людей, не смотря на то, что мужчин на конкурс пришло гораздо больше. Конечно, пульт на первый взгляд впечатляет некоторых до испуга, но Таня, будучи инженером-электромехаником по образованию, техники тогда не боялась, а самое главное любила и чувствовала музыку. Кроме того ей хотелось в жизни немного творчества.

Важно, что сложности, которые сопутствовали новому нелегкому делу, Татьяну не пугали – она была уверена, что даже если что-то не получается, если играешь и не выигрываешь, в этом нет ничего страшного – ведь жизнь продолжается. Но то ли желание было велико, но скорее всего, Татьяна действительно была на высоте, она попала на Европу+. Месяц стажировки у лучших французских ди-джеев, которые в том числе учили новое поколение улыбаться в эфире. Потому что все отрицательные эмоции должны оставаться за порогом студии. Входить в работу было трудно. Только когда начался реальный эфир, начал появляться и опыт и тут Татьяна считает, что нет у мужчины никаких преимуществ перед женщиной – если она чего-то окончательно и бесповоротно решила, то ничто ей не сможет помешать. Кроме разве одного – личной жизни. И на нее на какое-то время придется закрыть глаза, потому что женщина остается женщиной и не может целиком и полностью принадлежать и тому и другому, особенно если есть семья. Ну а с мужем ее опять же свела любимая радиостанция. Таня никогда не встречалась со своими поклонниками, с которыми она познакомилась через Европу+. В эфире звучала какая-то песня, которую Таня сравнила с брызгами шампанского, после чего призналась в эфире, что больше всего ей хотелось бы выпить этого чудесного напитка. Он позвонил и предлжил ей в этом помочь, пригласил ее на встерчу, а когда они прощались, то спросил, когда они вновь встретятся, а когда она ответила “созвонимся”, просто предложил “может, поженимся”. Поженились через месяц. Одним словом, связала их музыка. Сейчас Тане удается каждый день работать ди-джеем и воспитывать очаровательного малыша, которому уже девять месяцев. И что самое интересное, она считает, что те полгода, когда она не работала, а сидела первые месяцы с ребенком, она не потерялав мастерстве, а, наоборот, приобрела, потому что так отдохнула, что, когда вернулась, принесла целый ворох новых шуток, ассоциаций, блестящих фраз и миллион фантазий по поводу любой песни.

Вообще же, Таня считает, что женщина всегда должна оставаться женщиной и уступать, хотя бы для того, чтобы состоялся союз с мужчиной, потому что последний черезвычайно упрям. Вообще же спутник жизни по ее мнению должен быть в первую очередь умным, конечно, добрым и понимающим. И непременно должен нравиться женщинам, иначе неинтересно.

“ТЕПЕРЬ”

Я до сих пор нахожусь в некотором замешательстве, когда пытаюсь выразить то, что творится внутри меня, когда я держу в руках микшеры. Наверное, это сродни ощущениям мотоциклиста, который выжимает 130 – 140 в час или пилота истребителя. И только теперь я понимаю, почему летчики так не любят уходить в отставку. Конечно, я могу только предполагать, но мне кажется, что ощущение радиоэфира, которое сродни чувству полета – едва ли не свободного – это власть, и даже не сила, а мощь. А когда в руках у меня микшеры, я понимаю, что, возможно, чувствовала бы не более потрясающе, если бы держала в руках бразды правления целым светом.

Наверх

© Nathaly.ru. Все права защищены
При цитировании ссылка обязательна.