Nathaly.ru – Жизнь как чудо
Помощь. Гордыня. Совесть. Доброта.
10.07.2008 :: Размышления
Всегда, когда делаешь доброе дело какое-нибудь, конечно, сердце радуется за то, что кому-то стало легче, лучше, кто-то получил помощь. Потом, конечно, оно радуется из-за того, что помощь пришла от тебя. И где-то на задворках души какой-то маленький черный человечек ставит крестик в свою черную тетрадочку и приговаривает “Давай, давай, молодец, заслужи еще добрых дел, это тебе зачтется, ты выше всех, ты – добрая, ты такая великая!”
Гордыня. Я не люблю ее. Она есть во всех. И она все время хочет вылезти на первый план. “Кому-то нужна твоя помощь? Будь великим, помоги, ты сразу же поднимешься в своих глазах!” – шепчет она.
Я не хочу помогать для того, чтобы их слова “Вам надо поставить памятник!” разливались в душе вязким приторным сиропом. Я хочу просто помогать, чтобы чувствовать, что кому-то стало легче от моей помощи, дни, часы или минуты, или, может быть, даже мгновения чьей-то жизни стали светлее, или, возможно, даже заискрились от того, что в их жизнь вошло что-то положительное, чего они не ждали, как подарок судьбы…
Я знаю, что не стоит отвергать часть себя, даже если это гордыня. А дать ей быть. Даю ей быть – пускай. Себя похвалить тоже не вредно. Но мотивация важнее. Ради чего помогать? Ради себя? В принципе, мы все делаем ради себя – даже если хотим увидеть свет радости в чьих-то глазах- это эгоистичный альтруизм – и это нормально. Для хороших людей нет высшего наслаждения, чем дать наслаждение другому… Но…
Я не всегда помогаю в тех ситуациях, где могу помочь. И даже в тех, где помощь может прийти только от меня. Иногда мне лень, иногда мои собственные дела оказываются для меня важнее. Разумеется, я имею на это право. Право на то, чтобы быть собой и жить своей жизнью… Своей – но какой… Я не раз отказала в помощи, когда в ней нуждались. По разным причинам. Иногда от нежелания оторвать задницу от мягкого кресла, иногда от жадности, иногда из банальной мести (Со мной однажды так поступили, и мне никто не помог, почему сейчас я должна?!). От этого становится гаденько на душе.
Совесть. Критерий внутренней морали. Она воспитана или уже есть в нас? Кто знает… Мне кажется, что меня не воспитывали помогать, сопереживать… Мне так кажется, А вдруг это не так? А вдруг это все-таки было заложено поведением моих родителей, их отношением к людям, жизни, ситуациям? Но я не помню. А ведь, может быть, эта мораль – в лучшем ее понимании, не затасканном стереотипном понятии этого слова – дана нам всем одинаковая, кем-то свыше… Впрочем, не буду углубляться в такие дали…
Я просто о том, что, если принять за отправную точку то, что мораль, чистый критерий оценки деяний, понимание истинности и доброты, сопереживания и сочувствия едины и даны нам всем, то, пожалуй, степень различия людей в этом плане определяется лишь степенью силы, с которой каждый из нас заглушает Совесть – этот голос, который регулирует личностный уровень доброты. Это очень хорошо перекликается с тем, что я услышала однажды и во что свято верю: “Мы настолько добры, насколько в силах укрощать животное, которое находится внутри нас”…
К чему это я? Несколько последних лет беспрерывной работы, направленной на сдвиг сознания в сторону положительной, точнее, из области отрицательных оценок действительности, дали свои плоды – и очень вкусные, притом! Вероятно, это как с тренировками – тело кажется неизменным, пока ты упорно работаешь над ним, а потом внезапно – внезапно! – меняется и становится послушным, крепким, гибким и подтянутым.
Так и сознание, душа… Можно долго работать, годами трудиться, думая, что результата нет. А он есть! Вот он! Просто надо очень сильно его хотеть, а главное – четко понимать, чего именно ты хочешь…
27.01.2003
© Nathaly.ru. Все права защищены
При цитировании ссылка обязательна.